Опубликовано

История появления липкой ленты (скотча)

Клеи, или клеящие вещества позволяют надежно фиксировать и скреплять материалы в точке соприкосновения. С давних времен человечество использует такие природные клеящие компоненты, как битум, смола и пчелиный воск.

В Древнем Египте для склеивания различных деревянных элементов применяли клей, изготовленный из костей и кожи животных. В Средневековье монахи применяли яичный белок для того, чтобы приклеивать на свои свитки и манускрипты сусальное золото. В 19 веке появились пироксилин и резина. Впервые клейкая лента была запатентована в 1848 году. Пластырь изобрели немного позднее, в 1882 году, его изобретатель – немецкий фармацевт Пол Биерсдорф. Несмотря на столь раннее открытие пластыря и клейкой ленты, реальный прогресс в технологии производства клеевых материалов был достигнут только в 20 веке, с разработкой прочных синтетических материалов. Наряду с клеями синтетического происхождения продолжают использовать и натуральные, природные материалы – растительные белки, пасту декстрина, смолы, битума, латекса и крахмала. Смолы синтетического происхождения разделяют на термоактивные и термопластичные – первые застывают при нагревании, вторые размягчаются.

Самая известная клейкая лента – Skotch, была изобретена Ричардом Дрю. Ее производством занимаются в компании 3M. В те годы было очень модным окрашивать автомобили двумя контрастными цветами. Для того чтобы получить четкую линию между цветами, автомастера применяли специальную клейкую ленту. Однако такая пленка обладала одним существенным недостатком – вместе с ней удалялась и краска. В ответ на жалобы, которые поступали от автомастеров, Дрю разработал водостойкую наждачную бумагу в нескольких видах. Только в середине 20-х годов прошлого века появился специальный клей, весьма чувствительный к давлению, не повреждающий слой краски. Чтобы сделать ленту шириной 5 см доступной для автомобильных мастерских, нанесение клея выполнялось только по краям клейкой ленты. При этом лента оставалась прикрепленной к поверхности автомобиля в течение определенного промежутка времени. После этого клей стали наносить на всю поверхность ленты.

В 1930 году Дрю попробовал наносить клей на целлофан Du Pont. В результате такой комбинации и успешных испытаний появился скотч – самоклеющаяся лента, чувствительная к давлению.

Поначалу данный вид самоклеющейся ленты не пользовался популярностью. Но когда менеджер изобрел специальный диспенсер для ленты, продажи увеличились в несколько раз. За краткое время в продаже появилось огромное количество различных вариаций клейкой ленты. Все они были вытеснены Волшебной лентой, изобретенной в 1960 году – на ее поверхности можно было писать, она не становилась хрупкой с течением времени и не желтела. Спустя 20 лет появилась лента многократного использования – ее можно было снимать и приклеивать снова. Эти качества позволили использовать пленку в монтажных целях. Другие материалы, которые пользуются спросом и сегодня, имеют в своем составе эпоксидные смолы, позволяющие надежно склеивать металл и стекло.

До момента появления циан акрилата в хирургических целях применяли различные материалы для сшивания глубоких ран и порезов. В 1997 году изобрели специальный хирургический клей, который сократил время заживления ран. Кроме того, при использовании клея не оставались швы. Клей получил название Dermabond, в его основе – октил циан акрилат. Благодаря вступлению в реакцию с поверхностью раны образуется очень прочное пластиковое покрытие.

В данный момент продолжается развитие и совершенствование клеевых веществ. Сегодня они повсеместно применяются в разных сферах – автомобилестроении, авиастроении, его используют как альтернативу болтовым, заклепочным и сварным типам соединений.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.