Опубликовано Оставить комментарий

Мировой рынок липких лент. Обзор.

липкая лента

История создания

В сентябре 2005 года исполнилось 75 лет клейкой ленте Scotch. В 1930 году компания 3М выпустила в продажу первую прозрачную клейкую ленту, которая и по сей день остается лидером на рынке. Со временем она превратилась в родовое понятие для обозначения группы товаров с однородными свойствами, однако, только клейкие ленты производства 3М имеют право носить название Scotch.

Scotch – зарегистрированная марка компании 3М, которая произвела первую целлофановую клейкую ленту в 1930 году, изобретенную Ричардом Дрю, работавшим в 20-е годы прошлого столетия лаборантом в компании 3М. Во время испытаний образцов наждачной бумаги в автомастерских молодой человек случайно обратил внимание, что при окраске автомобилей защита неокрашенных частей представляет собой довольно сложную задачу. Это наблюдение привело Ричарда к мысли о создании специальной малярной ленты. Он убедил руководство компании в необходимости подобного продукта и приступил к исследованиям. Команде Ричарда Дрю потребовалось три года, чтобы найти подходящий состав клея: их первым продуктом стала бумажная лента, на которую в целях экономии клей был нанесен лишь по краям. Покупатели прозвали новый продукт «шотландкой» (по-английски – Scotch), что означает «скупой», «экономный». Когда в 1925 году появилась усовершенствованная клейкая бумажная лента с необходимым количеством клея, компания так и назвала ее – Scotch. Именно тогда и родилась ныне всемирно известная торговая марка.
В 1929 году Ричард Дрю занялся разработкой новой разновидности клейкой ленты на полимерной основе. К ней предъявлялось одно важное требование: лента должна была плотно прилегать к катушке и не оставлять следов на следующем слое. Изобретатель решил эту задачу за счет нанесения тонкого слоя грунтовки на целлофан непосредственно перед клеем, представляющим собой смесь бесцветной смолы и каучука. В первую очередь, прозрачная и водонепроницаемая клейкая лента должна была стать незаменимым помощником при запечатывании целлофановых упаковок. Но руководство компании 3М приняло решение о продвижении нового продукта как инструмента для продления жизни старых вещей: клейкую ленту стали использовать для склеивания порванных книжных страниц, для починки одежды, игрушек и пр. Именно благодаря этому изобретению компании 3М, одной из немногих, удалось преуспеть в период Великой депрессии: в 1937 году на долю продаж наждачной бумаги приходилось 37% от общего объема продаж компании, а 63% – на бумажные и целлофановые клейкие ленты, кровельные материалы и клеящие средства.
Вслед за уже существующими клейкими лентами ученики Ричарда Дрю изобретали одну ленту за другой: изоленту для электротехнических работ, декоративную ленту, двустороннюю клейкую ленту, цветную ленту для маскировки и т.д. В их названиях всегда присутствовало слово Scotch. Так в 1947 году компания начала выпускать магнитофонную ленту Scotch, а в 1954 – видеоленту Scotch. В 1962 году 3М предложила рынку еще одно изобретение – клейкую ленту из ацетата: на катушке она кажется матовой, но при наклеивании становится прозрачной, и на нее можно наносить надписи. Одним из самых значимых усовершенствований клейкой ленты последних лет стало изобретение Джона Бордена, менеджера по продажам компании 3М: он сделал использование Scotch более удобным, придумав устройство, удерживающее свободный конец ленты на катушке и позволяющее легко отрезать от нее куски.
Со временем Scotch стали применять в различных сферах: на фермах им заклеивали треснувшие индюшачьи яйца, накладывали птицам шины на сломанные лапы; в автомастерских – изолировали ручки насоса, чтобы защитить руки в морозы; в плотницких мастерских ленту наносили на клееную фанеру, чтобы избежать расщепления; девушки прикрепляли ею корсажи к вечерним платьям; родители заклеивали баночки с лекарствами, чтобы дети не смогли их открыть. Статистикой применения Scotch никто не занимался, да и невозможно измерить простыми цифрами полет человеческой фантазии.

Мировой спрос

Согласно данным американского исследовательского агентства The Freedonia Group, мировой рынок самоклеящейся ленты в 2005 года составит 23,3 млрд. кв.м. За последние семь лет рынок довольно динамично развивался — совокупный объем производства увеличился почти на 40%.  Темпы роста по сравнению с предыдущем периодом несколько выросли. Если до 2003 года темпы прироста производства равнялись в среднем 4,6%, то, уже в 2004 году они увеличились и составили 5,3%.  В дальнейшем, по прогнозам специалистов, до 2008 года рост не превысит этой отметки. Таким образом, к 2008 году можно прогнозировать объемы производства на уровне 27 млрд. кв. м.

Рост мировых объемов производства клейкой ленты в период с 1998-2008 гг., млрд. кв.м.

20

* — прогноз

Объем потребляемого сырья для производства клейкой ленты, включая клей и основу из различных материалов, составляет примерно 2,14 млн. тонн, При ежегодном росте спроса со стороны производителей скотча в среднем на 5%, можно ожидать, что к 2008 году емкость рынка сырьевых материалов достигнет 2,5 млн. тонн.

Региональная структура потребления

Если до 2000 года США оставались крупнейшим потребителем в мире клейкой ленты, то уже в 2001 году и по сей день безусловным лидером является Азиатский/Тихоокеанский регион.  Спрос на ленту со стороны азиатских потребителей составляет 37% от  общемирового спроса.
Характеризуя азиатский рынок в отдельности, следует отметить, что основной объем рынка забирают две страны – это, прежде всего, Китай, а также Япония.  В структуре потребления клейкой ленты в Азии на долю Китая приходится уже на сегодняшний день более половины спроса – 55%, Япония в свою очередь забирает порядка 15%.

Рыночные доли крупнейших в мире региональных потребителей в 2005 г., в %

21

Несмотря на столь быстрое развитие Китая, эта страна пока не может опередить США по уровню потребления скотча. По прогнозам экспертов этого не произойдет и к 2008 году.

Объемы потребления клейкой ленты по регионам в 2001-2008гг., в млн. кв.м.

Регионы 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007* 2008*
С. Америка 5757 5895 6310 6537 6772 7016 7269 7530
З. Европа 4559 4709 4835 4985 5139 5299 5463 5620
Азия/Тихий Океан, в.т.ч.: 6822 7354 7325 7874 8465 9100 9782 10500
Китай 3423 3834 4294 4809 5386 6032 6636 7300
Япония 1405 1426 1447 1469 1491 1514 1536 1559
Другие Азиатские страны 1994 2086 2182 2282 2387 2497 2612 2732
Другие регионы 2301 2409 2530 2700 2880 3073 3279 3500
Всего в мире 19439 20367 21000 22096 23257 24448 25793 27150

* — прогноз

На диаграмме представлено соотношение объемов потребления в основных регионах мира в период с 2003-2008 гг. Как мы можем видеть, ситуация на мировом рынке скотча с распределением сил ничуть не измениться по крайней мере до 2008 года. По-прежнему лидировать будет Азия, на втором и третьем местах – Америка и З. Европа соответственно.

Динамика объемов производства клейкой ленты по регионам, в млрд. кв.м.

22

* — прогноз

Темпы роста рынка клейкой ленты

В 2005 году по сравнению с 2004 годом темпы прироста мирового рынка клейкой ленты составили 5,3%.
В наиболее развитых странах, таких как С.Америка и страны Западной Европы рынок скотча постепенно насыщается. Темпы роста потребления здесь ниже среднемировых и составляют порядка 3-3,5%. При этом, самый низкий рост потребления наблюдается в Западной Европе  —  3,1%, и темпы его роста снижаются.
Что касается США и Канады, то здесь темпы роста также низкие – 3,6%, однако по сравнению с 1998-2003 годами уровень потребления несколько увеличивается. В дальнейшем до 2008 года спрос стран С. Америки будет расти 3,6% ежегодно.

Темпы роста производства клейкой ленты по регионам, в %.
23
Самые высокие темпы роста спроса в последние 10 лет наблюдаются в Азии.  В период с 2004-2008 рост можно ожидать на уровне 7,5%. Хотя, нельзя не отметить тенденцию снижения объемов потребления в среднем для Азии и Тихоокеанского региона. Двигателем Азиатского рынка является Китай. Его темпы роста достигают  отметки в 12%, высокая ставка и в Индии – 10%, тогда как другие страны, например, Тайвань и Корея, развиваются в среднем на уровне 6,2%. Самые минимальные темпы роста показывает Япония.
Средние темпы роста спроса в Азиатских странах

Страна Темпы роста
Китай 12.0%
Индия 10,0%
Япония 1.5%
Другие страны Азии 6.2%

В целом следует отметить, что самые перспективные рынки для мировых продуцентов скотча  — это страны Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, а также развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Темпы роста спроса в Латинской Америке и Восточной Европе уже в 2003 году выросли на 2%. Специалисты прогнозируют, до 2008 года рынок клейкой ленты в этих районах будет расти 6,7% в год.
Отраслевая структура потребления
В зависимости от сфер потребления мировой рынок самоклеящейся ленты можно сегментировать следующим образом:
 Упаковочная лента для запечатывания картонных коробок (sealing tapes/ packaging tape)
• Малярная лента (masking tapes/protective tapes)
• Специальные виды ленты (speciality tapes). Сюда относятся: двусторонняя лента (double-sided tapes), лента со вспененной основой (foam tapes), медицинская лента (medical tapes)
• Техническая лента, в т.ч. изоляционная лента (electrical & electronic tapes/insulation tapes)
• Канцелярская лента для дома и офиса (consumer and office tapes/ stationery tapes)
Представленная на диаграмме структура потребления характерна преимущественно для развитых стран, таких как США, Западная Европа, Япония и Канада.
Крупнейшим потребительским сегментом в мире может быть названа упаковка картонных коробок. В среднем в мире для запечатывания картонных коробок уходит порядка 2/3 совокупного объема потребления самоклеящейся  ленты – так называемый упаковочный скотч. Второе место занимает рынок изоляционных и технических лент. При этом этот сегмент, а также специальные виды лент могут быть условно обледенены в одну группу. Суммарно они занимают 19% рынка скотча. Далее следует так называемая малярная лента, защищающая поверхности при покраске – 12%. И, наконец, самый узкий рынок – канцелярский скотч для дома и офиса – на его долю приходится лишь 3% от общего объема потребления клейкой ленты в мире.

Мировая структура потребления клейкой ленты, в %

24

Отметим, что наименьший рост спроса наблюдается на рынке упаковочной и малярной ленты. Тогда как наиболее перспективные сегменты – специальные виды скотча: двусторонние клейкие ленты, которые используется в качестве скрепочного/соединительного материала в строительстве, автомобильной промышленности, электронике и телекоммуникациях, а также вспененные. Рост здесь самый высокий. Хорошую динамику показывает и спрос на изоляционную ленту.

Емкость потребительских сегментов в 2005 году, в млрд. кв.м.

Сегмент Объем спроса, млрд.кв.м.
Упаковочная лента 15,36
Техническая/Специальная лента 4,42
Малярная лента 2,79
Канцелярская лента 0,69

В качестве основы для производства клейкой ленты используются различные материалы, среди которых:
• Полипропилен
• Поливинилхлорид
• Бумага
• Целлофан
• Полиэстер
• Ткань
• Другие
Применение материалов зависит от сферы потребления и необходимых свойств продукта. Для упаковочной ленты, как правило, используется полипропилен (OPP/BOPP). Однако также успешно могут использоваться и бумага, ткань, ПВХ. Изоляционные ленты обычно изготавливают из ПВХ, полиэстера, тефлона и др. материалов. Для производства малярных (защитных) лент применяют бумагу, целлофан, ПВХ, можно использовать и ткань. Для канцелярского скотча используют полипропиленовую пленку и целлофан.
Наиболее популярным материалом является полипропилен. Ему принадлежит более половины  — 52%. Биориентированная полипропиленовая пленка – относительно новый материал для современной упаковочной индустрии. Такой популярности материал достиг благодаря своим великолепным механическим, оптическим и барьерным свойствам. Таким образом, мировой рынок полипропиленового скотча оценивается чуть более, чем 12 млрд. кв.м. Далее следует поливинилхлорид с рыночной долей 27% (или 6,3 млрд. кв.м.). Из более или менее значимых цифр можно выделить бумагу, которая забирает 10% рынка, что в натуральном выражении составляет 2,3 млрд. кв.м. Доля остальных материалов незначительна.

Мировая структура спроса на сырьевые материалы, в %

26

В последние годы на мировом рынке наметилась тенденция замещения полипропиленовой пленкой всех остальных материалов-заменителей, особенно это касается целлофана. Исключение составляют сегменты, где в силу свойств полипропилена это невозможно (например, изоляционная лента). Однако эта тенденция в большей степени характерна для американского рынка. Тогда как в Европе и  Азии пока до сих пор распространены поливинилхлорид, целлофан и бумага.

Мировые производители клейкой ленты

На мировом рынке клейкой ленты можно выделить 5 крупнейших производственных компаний. Безусловным лидером по объемам производства является Minnesota Mining and Manufacturing, сейчас 3М Company. Эта компания в 1930 году первой изобрела клейкую ленту под торговой маркой Scotch (Скотч). На сегодняшний день в 3М насчитывается более 1000 различных наименований клейкой ленты. Предприятие выпускает скотч для любых целей.

Характеристика крупнейших производителей клейкой ленты

  Название компании Головной офис Страна Марки ленты
   3M США США, Канада, Япония, Корея, Китай, Великобритания, Германия, Бразилия Scotch®
    Nitto Denko Япония Япония, Бельгия Elep,  Seal-Saver, др.
   Tesa США США, Бразилия, Германия, Китай Tesa, Nopi
   Tyco Adhesives США США, Корея Nashua, National Patco, Polyken, Tyco
   Intertape Polymer Канада США и Канада XTRAtape™,Intertape®

Ниже в таблице представлены списки наиболее крупных мировых производителей скотча по регионам. Следует отметить, что большинство из них расположены в СЩА и Японии. Кроме того, довольно крупными производствами могут быть названы немецкие компании.
Список ведущих мировых производителей клейкой ленты в Америке

Название компании Страна
ABI Tape Products (American Biltrite) США
ACHEM Technology Corporation США
American Biltrite Incorporated США
Avery Dennison Corporation США
Bemis Company Incorporated США
Boston tapes SpA (Chargeurs SA ) США
Smith & Nephew США
Canadian Technical Tape Limited (CTT Group ) Канада
Cantech Industries Incorporated (CTT Group ) Канада
FLEXcon Corporation США
Ideal Tape Company Incorporated (American Biltrite) США
Intertape Polymer Group Incorporated Канада
Johnson & Johnson США
Kendall Company (Tyco International Limited) США
Ludlow Tape (Tyco International Limited) США
MACtac (Bemis Company Incorporated) США
Morgan Adhesives Company (Bemis Company) США
Multi-fix NV (Bemis Company) США
RPM International Incorporated США
Shurtape Technologies Incorporated США
Tremco Incorporated ( RPM International Incorporated ) США
Venture Tape Corporation США
Von Roll Holding Limited США
Industrias Tuk SA de CV Мексика
Kuresa SA Перу
Tecnologia Argentina en Cintas SA Аргентина

Список ведущих мировых производителей клейкой ленты в З.Европе

Название компании Страна
Advance Tapes International Limited Великобритания
Beiersdorf AG Германия
Chargeurs SA Великобритания
CTT Group Великобритания
Henkel KGaA Германия
Lohmann GmbH & Company KG Германия
Metafol GmbH & Company KG (Lohmann) Германия
Saint-Gobain Франция
Scapa Group plc Великобритания
Sellotape Company Limited (Henkel KGaA ) Германия
Sicad Group SpA Италия
Sofilag Tape Industries Company, (Sicad Group SpA ) Франция
Supertape Дания

Список ведущих мировых производителей клейкой ленты в Азии

Название компании Страна
Alveo AG, see Sekisui Chemical Company Limited Япония/Швеция
Asia Chemical Corporation Тайвань
Yanuo Adhesive Products Китай
Chin Tung Chemical Industrial Company Limited Тайвань
Four Pillars Enterprise Company Limited Тайвань
Globe Industries Corporation Тайвань
Hitachi Limited Япония
Lintec Corporation Япония
Nichiban Company Limited Япония
Nomura Holdings Incorporated Япония
Oji Paper Company Limited Япония
PAL Group plc Япония/
PT Ekadharma Tape Industries Tbk Индонезия
Shantou Smith Adhesive Tape Co Китай
Sekisui Chemical Company Limited Япония
Sliontec Corporation ( Nomura Holdings ) Япония
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.